Атмосфера в классе влияет как на освоение обучающимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию и т. п. удовлетворённость обучающихся взаимоотношениями в классном коллективе, отсутствие «изолированных», «изгоев» – прямой показатель успешности воспитательных усилий педагога.
Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся. Одним из таких факторов является буллинг.
В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определённые модели поведения, например, поведение «жертвы», подросток следует им всю последующую жизнь. Также и агрессия может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.
Профилактика буллинга помогает уменьшить масштабы этого явления и сократить количество вовлечённых в него подростков — «агрессоров» и «жертв».
Буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчинённое положение. Это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы детей к другому ребёнку (другим детям). Такие действия не носят характер самозащиты и не санкционированы нормативно-правовыми актами государства. Насилие происходит преимущественно в организованных коллективах с определённой личной целью (например, стремление заслужить авторитет у окружающих).
Жертвой может стать любой ребёнок. Но обычно выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, для которых характерны: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, в другом — насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребёнок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
Последствия травли одноклассниками могут быть самыми плачевными. Ребёнок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.
Цель тренинга: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Задачи тренинга по профилактике буллинга:
- снижение агрессии и враждебных реакций подростков;
- формирование навыка конструктивного реагирования в конфликте;
- содействие улучшению социального самочувствия;
- оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;
- изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими;
- устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
- интеграция «отверженных» детей в коллектив класса.
Разминка перед тренингом прошла в виде игры «Любимое занятие». Далее Денисова И.И. прочитала отрывок из сказки и предложила ребятам угадать её название. Обсуждая события сказки «Гадкий утёнок» обучающихся подвели к пониманию термина «травля». И ребята сделали вывод, что же такое буллинг.
В практической части занятия ребята поиграли в игры: «Любовь и злость», «Спускаем пар», «Покажи ситуацию».
А в завершении тренинга Денисова И.И. предложила ребятам составить свод правил поведения, которым все будут следовать.
Профилактические мероприятия позволят создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство.
Формируются устойчивые доброжелательные отношения в группе подростков.
Приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, снижается агрессия, изменяются представления о самом себе.
«Отверженные» дети безболезненно включатся в процесс работы и развития коллектива. Улучшиться социальное самочувствие.