Руководитель музея
Денисова Ильмира Ивановна- учитель накчальных классов
Жукевич Галина Семёновна - директор школы
Золотых Галина Петровна - учитель истории
Руководитель музея
Денисова Ильмира Ивановна- учитель накчальных классов
Жукевич Галина Семёновна - директор школы
Золотых Галина Петровна - учитель истории
Определение профиля школьного музея
В школьном музее в отличие от других музеев превалирует учебно-воспитательное начало, так как его аудиторией являются дети и подростки. Своей экскурсионно — просветительской деятельностью музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора: во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры; во-вторых, проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей.
Профиль любого школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция. В нашей школе – это история, краеведение. Выбор профиля музея был определён конкретными условиями школы, возможностями комплектовать фонды музея подлинниками. Музей нашей школы – это музей комплексного профиля, который создан на базе изучения истории края, истории школы.
Создавая музей, мы учитывали и хронологические рамки музейной экспозиции. Так, например, создавая экспозиции по истории школы, мы опирались на материалы довоенной поры (с момента возникновения школы), создавая материалы об истории города, мы учитывали исторические факты с конца XIX века.
Сбор материалов для школьного музея подчиняется учебно-воспитательным задачам, которые стоят перед нашей школой, а также позволяет решить задачи, связанные с реализацией воспитательной системы школы «Интеграция индивидуальных и коллективных форм работы, ориентированных на саморазвитие и самореализацию обучающихся».
Для того чтобы раскрыть вопрос о музейно — педагогических подходах к созданию музейной экспозиции в музее школы, остановимся подробнее на вопросе, связанном с организацией нашего музея.
Создание любого школьного музея должно проводиться с учётом следующих особенностей:
– начальный период создания музея;
– сбор материалов для школьного музея;
— создание основного и вспомогательного фондов музея;
— ведение учёта фондов;
— хранение фондов;
— проведение экспозиционной работы (создание выставок собранных материалов);
— организация и проведение учебной и внеклассной работы в школьном музее.
Организация школьного музея
В нашей школе музей был создан по инициативе педагогов и членов школьного органа самоуправления – совета старшеклассников. Музей возник на основе исторического кружка. Мысль о создании музея на тот момент стала достоянием всего коллектива. Во-первых, это связано с тем, что в годы прошлого века музей в нашей школе существовал; во-вторых, необходимо было направить усилия в воспитательном процессе на героико-патриотическое воспитание подростков, которое является главным направлением в воспитательной системе нашей школы. Кроме этого, в школе работает большое количество педагогов, которые являются выпускниками нашей школы и могут оказать посильную помощь в сборе материалов для экспозиций, как по истории школы, так и по истории села.
Открытию музея предшествовала интересная поисковая работа, которая уже сама по себе является активной формой героико-патриотического воспитания школьников. Сбор материалов в нашей школе проводился различными способами: повесили объявление -обращение ко всем школьникам с просьбой приносить в музей «старинные вещи», фотографии прошлых лет; обратились к родительской общественности школы, к выпускникам школы с просьбой приносить фотографии школьных лет, предметы из школьной жизни. Группа поисковиков делала рейды к ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам педагогического труда. В течение уже первого года существования нашего музея ребята систематически занимались сбором материалов для школьного музея. Одни из них собирали предметы, характеризующие жизнь и быт людей нашего края: предметы домашнего обихода, одежду, орудия труда, другие собирали материалы по истории района, края, третьи – документы, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, четвёртые – экспонаты и материалы по истории школы.
Следует учитывать, что успех любой собирательной работы зависит от того, насколько хорошо она организована.
Много материалов собрано в нашем музее по истории школы: об учителях, учениках, о пионерской организации, о ветеранах педагогического труда, о выпускниках школы.
Приступая к сбору материалов по истории школы, прежде всего, мы наметили, по каким основным вопросам истории школы будет проводиться сбор. В экспозиции есть такие разделы:
Первый раздел экспозиции– «Организация школы», который включает:
Второй раздел экспозиции – «История школы», который включает материал, характеризующий разные стороны работы школы:
Четвёртый раздел экспозиции – «Ветераны педагогического труда», который включает:
Хочется отметить, что при подготовке именно этой части экспозиции в работу включились не только члены совета школьного музея, ребята из группы «ПОИСК», но и вся педагогическая и родительская общественность нашей школы. Ребята побывали дома у многих ветеранов педагогического труда, собрали богатейший фотоматериал, документы, которые позволили не только создать экспозицию, посвящённую ветеранам педагогического труда, а также дополнить другие разделы экспозиции школьного музея Так как основное направление в системе воспитательной работы нашей школы – это героико-патриотическое воспитание, то особое место в нашем музее занимает экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне. Эта экспозиция включает также несколько разделов:
Первый раздел – «Наши земляки – герои Советского союза», который включает:
Второй раздел – «Никто не забыт, ничто не забыто!», который включает:
Третий раздел – «Наши бабушки и дедушки – участники Великой Отечественной войны», который включает:
Работа по этому разделу может быть особенно плодотворной, так как в неё можно включить не только членов совета музея, но и других ребят школьного коллектива, у которых есть бабушки, дедушки, имеющие непосредственное отношение к войне, к созданию истории края. Эта работа позволяет приобщать школьников к умению работать с пользой для всего коллектива, воспитывает в них чувство патриотизма, позволяет почувствовать свою сопричастность к общему делу.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie